четверг, 28 января 2010 г.

О новом Законе Республики Беларусь "Об электронном документе и электронной цифровой подписи"

Ровно месяц назад был подписан новый Закон Республики Беларусь "Об электронном документе и электронной цифровой подписи". Вступит он в силу, правда, только через год, но уже сейчас стоит его изучить.
Меня в этом законе заинтересовал в первую очередь следующий момент.
Так же, как и в еще действующем Законе "Об электронном документе" электронный документ (ЭД) определяется законодателем в жесткой связке с электронной цифровой подписью.
В определении ЭД в ст.1 Закона дано следующее определение:
"электронный документ – документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность."
Но если далее почитать нормы статьи 17, то становится очевидно, что "ЭД" = "документ в электронном виде" + "ЭЦП".
Вроде бы за девять лет действия существующего Закона "Об электронном документе" все к такой трактовке ЭД привыкли. Но мне, как человеку, интересующемуся теоретическими вопросами документоведения, кажется, что идет неоправданная подмена понятия "ЭД" и "ЭД, имеющий юридическую силу".
Полагаю, что слово "электронный" в отношении документа означает лишь форму закрепления информации. Т.е. понятие ЭД следует использовать наряду с понятиями бумажных, фото-, ауди-, видеодокументов и т.д.
В результате того, что в двух указанных законах используется подобный подход к пониманию ЭД, в ситуации, когда необходимо говорить об электронных документах в широком, теоретическом понимании, приходится использовать более громоздкое понятие "документ в электронном виде".
Кстати, действующая Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь оперирует этим понятием вместо "ЭД", учитывая, что согласно действующему гражданскому законодательству документы в электронной форме могут подписываться не только при помощи ЭЦП, но и при помощи иных аналогов собственноручной подписи.
В контексте рассматриваемого вопроса интересен проект российского Федерального закона "Об электронной подписи", в котором для удостоверения ЭД предусматривается использование не только "традиционной" для белорусов ЭЦП, но
и простой электронной подписи. Посмотрим, что в итоге будет принято у наших соседей.
В любом случае, думаю, и нашим законодателям стоит наконец-то выйти за узкие рамки понимания ЭД как документа, удостоверенного только при помощи ЭЦП. И понять, что кроме ЭЦП есть иные механизмы удостоверения электронных документов (документов в электронной форме).
Да и, откровенно говоря, неудобно каждый раз уточнять контекст применения понятия ЭД: "в соответствии с Законом" или же "в широком понимании". :)

вторник, 26 января 2010 г.

Начало

Решил завести себе блог. Посмотрим, что из этого получится. :)